Проходят годы, столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства. Сегодня, 27 марта, отмечается Международный день театра.
В начале 20 века, в Ефремове, появился свой театр. Здание театра на 400-500 мест, размещалось на южной окраине Нижней торговой площади (ныне Красной), называемой в народе Соборной.
Здесь ставила спектакли профессиональная артистическая труппа артиста антрепренера Россина и выступали гастролирующие труппы. Актив театра любительской труппы включал в себя: адвоката и его мать, учительницу с мужем, чиновника земской управы, акцизного чиновника с женой.
2 января 1902 года по городу были расклеены театральные афиши: «город Ефремов. Городской театр. В среду, 2 января 1902 года. Начало ровно в 8 часов вечера. Окончание в 12 часов. Под режиссерством И.Ю. Португалова. Собственный оркестр под управлением Г.Леванковского». В репертуаре Ефремовского театра были водевили и пьесы Н. Гоголя, А.Островского, А. Потехина. Чаще это были «воспитательные пьесы». Этот театр просуществовал до 1911 года. После Октябрьской революции стали образовываться первые рабочие театры.
В мае 1919 года по инициативе внешкольного подотдела Ефремовского уездного отдела образования был создан ученический кружок «Студия Детского театра» под руководством режиссера-любителя Д.П. Якушева. Этот же подотдел осенью того же, 1919 года, инициировал создание народного театра в Ефремове. Помещение, выделенное под театр, было маленькое, и ставился вопрос о том, чтобы под театр было приспособлено здание торговых рядов в центре города. Этого не произошло. Первый театральный сезон этого театра начался 21 сентября 1919 года пьесой Найденова «Дети Ванюшина». Успех молодого любительского театра у местного зрителя был исключительный.
Была в Ефремове и своя «Синяя блуза» — небольшой коллектив из 16 человек. Ставили на ефремовских подмостках небольшие пьески, а основным жанром был литмонтаж. Базировались синеблузники в своем железнодорожном клубе.
В 1933 году молодые рабочие строившие тогда в Ефремове завод синтетического каучука пробовали свои силы во всех жанрах и «нашли себя» в драме. Сколотили кружок, и в клубе барачного типа ребята сразу же дерзнули, поставив спектакль по пьесе Н.Погодина «Аристократы» — так был создан еще один театральный коллектив в Ефремове.
Первые успехи, неудачи, коллектив рос не только численно, но и творчески, решая в очередной работе новые задачи. Заводчане любили свой театр. Любили за то, что его актеры отдавали репетициям все свое свободное время, трудились с полной отдачей сил, и как результат – победа на премьерах. Зрители были всегда в их власти. Это во многом еще зависело и оттого, что заводской театр никогда не искал легких путей. В его репертуаре были такие разноплановые и сложные для постановки пьесы как «Слава» В.Гусева, «Ревизор» Н. Гоголя, «Гроза» и «Лес» А.Островского, «На дне», «Последние» М.Горького, «Калиновая роща» А.Корнейчука и многие другие. Трудно перечислить даже названия всех сыгранных спектаклей.
За годы существования театрального коллектива спектакли ставили режиссеры-профессионалы: П.А. Панов – артист Малого театра, возглавивший первый рабочий кружок, А.М.Сумбатов, Н.Г.Князев, П.Я.Марченко, И.И.Ларионов, А.А. Хилькович, К.И. Кузовкин, С.Г. Ротмиров, А.А. Булдаков, Е.Ф.Васильева. Каждая постановка была по-своему памятна. Но некоторые стали знаковыми в развитии коллектива.
Спектакль по пьесе В.Маяковского «Клоп». Когда режиссер театра Александр Михайлович Сумбатов предложил для постановки эту вещь, участники самодеятельного театра были неуверенны в ее успехе. Но благодаря настойчивости режиссера пьесу поставили и притом с блеском. В драматическом кружке в тот период занималось двадцать четыре человека, а в спектакле было занято — сто шесть, кроме того, хор, оркестр, танцевальный коллектив. Свои спектакли театр показывал в Воронеже, Ярославле, Москве. После показа «Клопа» в Москве газета «Правда» в рецензии сравнивала игру актеров Ефремова с профессионалами московского театра сатиры.
В 1961 году «Вечерняя Москва» писала о спектакле по пьесе А.Арбузова «Иркутская история» (режиссер А.М.Сумбатов). С ним ефремовцы гастролировали в Москве. Приятно было читать на афише: «Спектакль повторяется в Доме культуры ВДНХ СССР по просьбам зрителей».
Спустя шесть лет еще об одной премьере ефремовцев (пьеса «Совесть» Д.Павловой, режиссер А.М.Сумбатов) написал рецензию журнал «Театральная жизнь». Именно к этому спектаклю в Доме культуры, где базировался театральный коллектив, стараниями директора Н.В.Нечаева был смонтирован единственный в Ефремове театральный круг.
На Всесоюзном смотре художественной самодеятельности профсоюзов в 1963 году за спектакль «Все остается людям» по пьесе С.Алешина (режиссер А.А.Хилькович) заводской рабочий театр был удостоен Диплома второй степени, а в 1964 году ему, первому в области, было присуждено почетное и высокое звание «Народный театр драмы». А спектакль по пьесе «Совесть», о котором уже упоминалось, был удостоен на Всесоюзном смотре народных театров почетного Диплома.
На вторую половину 60-х годов прошлого века приходится расцвет театрального искусства в Ефремове и самая главная заслуга тех первых самодеятельных актеров в том, что они заложили традиции театрального искусства в Ефремове, разбудили огромный интерес к искусству.
В 1978 году еще одному театральному коллективу города Ефремова было присвоено звание Народного — театральному коллективу Дома работников просвещения.
Первым режиссером и основателем этого коллектива была ефремовская учительница Мария Ивановна Алексеева. Первой, поставленной в 1944 году, стала пьеса А.Островского «Праздничный сон до обеда», премьера, которой, как писала местная газета в то время, прошла на «бис». На афишах этого театра около полутора десятков пьес Островского, а так же И.Франко, Н.Гоголя, А.Чехова, Б.Горбатова, А.Корнейчука…
В 1959 году этим коллективом, под руководством профессионального режиссера К.А.Озерова была поставлена пьеса А.Салынского «Барабанщица». Спектакль имел заслуженный успех. Большой окрыляющей поддержкой явились для всех самодеятельных актеров поздравления из Москвы от народной артистки РСФСР Людмилы Фетисовой, первой исполнительницы роли Нилы Снежко на советской сцене. Людмила Фетисова родилась в селе Ступино Ефремовского района. Ее имя сейчас почти забыто, хотя в свое время блистало на небосклоне театральной Москвы. Это была настоящая актриса, талантливая женщина, всю свою жизнь отдавшая Центральному Театру Советской Армии. Ее помощь и советы в постановке пьесы «Барабанщица» в Ефремове были неоценимы.
Спектакль по пьесе А.Островского «Свои люди – сочтемся» (режиссер М.Н.Полуэктов) завоевал на областном смотре в 1964 году первое место и принес его участникам и режиссеру любовь и признательность тульских зрителей.
Благодаря многолетнему труду режиссера и руководителя театра Михаила Никитича Полуэктова коллективу было присвоено, как уже говорилось, звание Народного, он стал лауреатом Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества трудящихся – удостоен Диплома второго тура Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества, семи дипломов первой степени областных смотров театральных коллективов и народных театров.
В жизни каждого театра бывают удачи и неудачи, взлеты и падения. Это – нормальная жизнь сложного творческого организма, каким является театр. Творческие коллективы возникают, живут и умирают, как люди.
Сегодня театральные традиции в Ефремове продолжает Театр малых форм РДК «Химик» «Ефремовские сувениры», под руководством Игоря Чемоданова.
От администрации сайта хотелось бы поздравить всех любителей и почитателей театрального дела с праздником и хотелось бы, чтобы наши власти проявляли хоть какую-нибудь заинтересованность к развитию театрально дела.
Материал предоставлен сотрудниками Ефремовского художественно-краеведческого музея